15:08 

Семейный быт Древней Руси

Saemon
Одна цель - саморазвитие.
Сегодня столкнулся с вопросом - какую тему выбрать на букву "Б"? :duma2: Тему же надо выбрать какую-то общую - в этом-то вся и сложность. :upset: Решил обратиться за помощью к толковому словарю. И только в конце обнаружил "быт". Правда, когда я почти закончил читать, у меня появилась мысль о выборе между "бытом" и "бюстгальтером". Но всё же "быт" более общая тема, хоть и не такая интересная. :tongue:
===========================

Отношения между родителями и деть­ми в древнерусских семьях регулиро­вались как нормами христианской мо­рали, так и народными традициями.

Воспитание «чад» традиционно было сферой деятельности преимущественно женщин. Именно им подобало «нрав детинный исправливати», «блюсти чад своих». Церковь требовала от женщин воспитания в детях послушания, терпе­ния, уважения к старшим: «младу отрочати пред старым молчати».

Но от самих воспитателей, матери и отца, также требовалась разумная строгость в отношении к детям: «не озлобляй, наказуя, дети», ласка и доб­рота.

Трудно не заметить, что в древне­русских семьях, описанных в летописях, отличительной чертой внутрисемейного микроклимата были доброта, внимание, забота о женщинах. Почтительное отно­шение к матери - приметная черта и древнерусского фольклора: «Что ни белая береза к земле клонится, Ни шелковая трава расстилается, Уж как сын перед матерью кланяется...».

Говоря о воспитании детей в древне­русской семье, необходимо обратить внимание и на то, что в то время обуче­ние азам наук, а тем более самой гра­моте, находилось в рамках домашней пе­дагогики. Древнерусские женщины, осо­бенно из среды господствующего класса, нередко сами были высокоразвитыми личностями, знавшими «инемние» (ино­странные) языки, азы геометрии, ариф­метики, астрономии, медицины.

Основным поводом было «разлоучеиие по вине любодеяния». Однако факт неверности по-разному определялся для каждого из супругов в древнерусской семье, Муж считался изменником лишь в том случае, если он заводил побоч­ную семью, то есть имел на стороне не только наложницу, но и детей от нее. Жена же считалась «прелюбодеицой», если только вступала в связь с посторон­ним мужчиной. С другой стороны, факт измены при разводе нужно было еще доказать, для чего требовался свидетель преступления, который бы вместе с му­жем-рогоносцем «видел ю с чюждим мужем на ложе». Случалось, правда, что разгневанный муж предпочитал судеб­ной волоките «разлоучения» кровавую расправу с любовником законной супру­ги и уплату «виры» (штрафа за убийство). Что же касается неверной жены, то за­кон того времени давал мужу право самому «доличив казнить ю» (то есть «уличив - наказать»).

В случае обоюдного согласия суп­ругов на «разлоучение», их обычно раз­водили. По справедливости муж дол­жен был оставить жене не только прида­ное, но и часть совместно нажитого имущества; жена же подписывала раз­водную грамоту, обязываясь не предъ­являть в дальнейшем имущественных претензий.

Взаимное уважение между членами семьи, равноправие отца и матери, мужа и жены во многих вопросах - повсе­дневных, житейских и имущественно-правовых - имеет давние традиции в русской истории. А социально-поли­тическая активность женщин в нашей стране, столь ярко проявившаяся в но­вейшую эпоху, отнюдь не плод нанос­ного «европеизма», как утверждают бур­жуазные фальсикаторы, а имеет глубо­кие исторические корни.


:ps: Статья о взаимоотношениях между детьми и родителям, между мужем и женой, о церкви, о тонкостях развода и об оправдании патриархальности.
Всюду эта церковь лезла всегда. Слава Богу в наше время с этим свободно - никто не придёт и на костре не сожжёт, так сказать. У них даже свой суд был, кроме светского. За серьёзный поступок могли дать епитимью, которая принуждала к несильному пострижению в монахи. То есть монастырь был чем-то вроде тюрьмы или исправительной колонии.
Дети обучались на дому либо в бедных, либо в богатых семьях. Парадокс? Нет, одни не могли оплатить обучение, другие имели возможность обучать не хуже, чем образовательные учреждения. А что же сейчас? Ничего не изменилось. Люди как были рабами, так и остались. И дети рабов проходят тот же путь: школа - ВУЗ - РАБота. Лишь не многим везёт получать качественное образование и открывать в себе таланты.
Интересно, была ли тогда какая-нибудь юридическая система? Меня гложут сомнения на счёт того, что тогда вообще существовал подобный термин. Но судебная система явно была отсталой и ограниченной по сравнению с нашей, но для того времени этого видимо было более чем достаточно.
Хотя что ни говори об ограниченности тех времён, вседозволенность, которая присуща нашему обществу, идёт совсем не на пользу, а чаще даже во вред. Почему так происходит? Потому что есть системы, деятельность которых направлена во вред обществу и всему миру, например, алкогольный бизнес, табачный и др. И если человек хочет сделать доброе дело, которое противоречит этим системам, то системы пресекают эту деятельность.






@музыка: Бетховен Людвиг Ван – Симфония №9

@настроение: нейтральное

@темы: дела, воспитание, быт, Русь, цитата

URL
Комментарии
2012-10-03 в 16:30 

минус тридцать
Я не псих (с)
Интересно все-таки читать дневники таких людей. Увлекательно.

2012-10-03 в 17:10 

Saemon
Одна цель - саморазвитие.
таких людей - каких? :upset:
Увлекательно. - спасибо. :)

URL
     

Здесь интересно!

главная